К основному контенту

Сообщение командира взвода 2-й роты 25-го латышского полицейского батальона кадета Петерсона командиру батальона Пликауссу об участии подразделения в боевой операции против партизан в районе дд. Беляки и Скородное, г. Овруч от 16 августа 1942 года

СООБЩЕНИЕ.

11.8.1942 г. в 14.00 я получил приказ выступить со своим взводом из Ельска в Скородное для усиления находящейся там жандармерии и участия в акции против банд. Так как в мою задачу входило только сопровождение автомашин, а не участие в бою, то жандармерией мне было выдано 1 ручной пулемет,  2 полуавтоматические винтовки и 3000 патронов.

В Скородное я прибыл 12.8.1942 в 3.00. Здесь я был усилен 2 полицейскими Ельского латышского полицейского взвода и 2 ручными пулеметами.

Обер-лейтенант Маар, командир кавалерийского эскадрона, ввел нас в курс нашей задачи, которая заключалась в поиске убитых во время нападения бандитов жандармов и возможное нападение на находящийся там бандитский лагерь. В 3.30 мы выступили из Скородное в направлении д. Беляки в следующей последовательности:

1 взвод жандармерии,
1 группа станковых пулеметов словацкой дивизии,
Основная группа:
1 группа тяжелых пулеметов словацкой дивизии,
1 взвод тяжелых минометов,
1 усиленный литовский взвод, 1 S взвода 2-й латышской роты.
Резерв: 3-я рота 25-го латышского батальона.

На опушке леса, 300 м юго-восточнее 1.10 обер-лейтенант Маар и я заметили в углу леса (примерно 800 м восточнее пункта 110) дым. Нам стало ясно, что это мог быть только бандитский лагерь. Мы продолжали движение по опушке леса. Примерно в 400 м южнее пункта 110 на краю (опушке Н в направлении на восток, чтобы таким путем окружить противника). Примерно 800 м юго-восточнее пункта 110 головной взвод подвергся ружейному и пулеметному обстрелу из засевших там в дзотах и на деревьях бандитов с расстояния 30 м. Немецкие жандармы вынуждены были по приказу обер-лейтенанта Маара без выстрелов отступить. Наступила короткая огневая пауза. Банда, воспользовавшись паузой, сменила позицию и подверглась сильному обстрелу из артиллерии [...], при этом обер-лейтенант Маар был убит. После этого бандиты бежали в северо-восточном направлении. Командование взял на себя словацкий обер-лейтенант.

Мне была поставлена задача в обход слева атаковать банду в направлении расположения через реку, в то время как обер-лейтенант продолжал наступление в прежнем направлении. Мое продвижение поддерживали станковый пулемет и тяжелый миномет с направленным огнем на опушку леса 8950 м с пункта 110. После переправы через реку я подвергся сильному ружейному и автоматному огню с северо-восточного и восточного направлений. Ответным огнем из пулемета я заставил противника замолчать.

Огневую точку 3, которую я захватил, я использовал для продолжения наступления на противника и заставил банду отступать на восток и северо-восток через лес, взяв под обстрел отступающего противника. 11 литовцам я отдал приказ охватывающим наступлением отрезать банде путь отступления. Но этот замысел из-за недопонимания сорвался.
При обыске бандитского лагеря мы обнаружили жилые помещения и огневые точки, а также остатки различного продовольствия.

Результат: 12 убитых бандитов, примерно 8-10 унесенных бандитами и примерно 20 раненых. Отсюда получается, что, в лагере располагалось примерно 50 чел.

Трофеи: трофеи были распределены следующим образом: 3 (немецких) автомата, принадлежащие убитым немецким жандармам. 1 станковый пулемет получили жандармы.
17 пистолетов получили словаки, 2 винтовки переданы словакам, 1 станковый пулемет с 5 полными пулеметными лентами переданы латышам.

Бой начался около 7.00 и закончился в 8.50. В 9.10 мы продолжили продвижение, мой взвод во главе, на Беляки.

Примерно 200 м южнее д. Беляки мы обнаружили на месте недалеко от дороги 5 убитых человек. Это были 4 убитых жандарма и 1 украинский полицейский. Немцы были раздеты, убиты несколькими выстрелами, сильно избитыми, изуродованы, их неоднократно дожили на поваленные деревья, в результате чего хребты были сломаны.

В 10.30 возвращение в Скородное, куда прибыли в 15.50. Место расквартирования охраняли полицейские посты. Так как у убитого украинского полицейского была обнаружена записка, в которой банда сообщала о нападении на гарнизон и об уничтожении кавалерийского эскадрона, лейтенант Дауернфейнд потребовал дополнительные силы поддержки.

12.8.1942 г. в 23.00 опушка леса была освещена прожектором, который был расстрелян бандитами. После этого обстреливали в течение 15 минут наши оборонительные и огневые позиции. При этом банда использовала ручные гранаты. В это время прибыли затребованные силы подкрепления. После этого банда исчезла, услышав шум приближающихся автомашин.

13.8.42 г. в 8.00 мы прочесали лес в радиусе примерно 3 км. В прочесывании приняли участие 70 латышей, 35 словаков, 25 немцев и 15 украинских полицейских. Но безрезультатно. В 14.00 мы возвратились обратно.

14.8.42 г. 4 убитых немецких жандарма были похоронены в Ельске. В похоронах принял участие я с 4 полицейскими и возложил венок.

15.8.42 г. я со своим взводом без потерь возвратился в Овруч согласно приказу, чтобы 17.8.42 г. передислоцироваться в Лельчицы.

Из трофеев мною были взяты 1 русский ручной пулемет с 3-мя дисками и 4 ручные немецкие гранаты.

Подписал кадет Петерсон