К основному контенту

Протокол допроса свидетеля Криволапа Якова Степановича, село Кузьмичи, Ельского района от 17 декабря 1943 года

ПРОТОКОЛ СВИДЕТИЛЯ.

17 декабря 1943 г.
Село Шишки

Военный следователь воинской части 28237 гвардии старший лейтенант юстиции Сусленко с соблюдением ст. ст. 162-167 УПК допросил в качестве свидетеля нижепоименовано, который показал:

1. Фамилия, имя, отчество – Криволап Яков Степанович.
2. Год и место рождения – 1895 г., село Добрынь Ельского р-на БССР.
3. Происхождение – из крестьян.
4. Место жительство, должность – село Кузьмичи Ельского района, колхозник.
5. Партийность – беспартийный.
6. Образование – 4 класса.
7. Судимость – не судим.

Об ответственности за дачу ложных показаний по ст. 95 УК предупрежден:

По делу о зверствах немцев в селе Кузьмичи мне известно следующее:

По прибытию немцев в наше село в 1941 году они начали грабеж населения. 

В 1942 году в июне месяце они расстреляли Куколко Марину, Куколко Ольгу и детей Ольги, имен их не помню. Мальчику было около 3-х лет, а девочке около 5 лет.

27 июня 1943 г. немцы приехали к нам из ст. Словечно и подожгли село. Сгорело половина села. В тот же день они забрали около 200 человек жителей. Часть из них они расстреляли, немного людей убежало, а где остальные – неизвестно. Говорят, что их погнали на Украину.
Через неделю немцы подожгли и остальную часть села. Все жители ушли в лес. Тогда немцы начали говорить, чтобы все из лесу шли на станцию Словечно, иначе они будут считаться партизанами и будут расстреляны.

В начале августа, кажется 4 числа из лесу на станцию направилось около 90 человек. В пути их встретили немцы и всех расстреляли. Удалось убежать только Трофимову Павлу Михайловичу. Он мне рассказывал, что около моста их встретили немцы, разделили женщин и мужчин отдельно и потом отвели мужчин и начали расстреливать из пулемета. Сам он упал на землю и пули его не задели. Когда мертвых начали стаскивать в яму, он начал бежать. Его поймали и хотели снова расстрелять. Он снова убежал и спрятался в лесу. Было уже темно и немцы его не нашли.

Мне лично приходилось также прятаться от немцев, т.к. если бы я не прятался, то они меня бы расстреляли.

Записано с моих слов верно, мне прочитано.

Допросил: Воен. Следователь гв. ст. л-т юстиции /Сусленко/