К основному контенту

Протокол допроса свидетеля Трофимова Павла Михайловича, с. Словечно, Ельского района от 18 декабря 1943 года

ПРОТОКОЛ СВИДЕТИЛЯ.

18 декабря 1943 г.
Село Словечно

Военный следователь воинской части 28237 гвардии старший лейтенант юстиции Сусленко с соблюдением ст. ст. 162-168 УПК допросил в качестве свидетеля нижепоименовано, который показал:

Трофимов Павел Михайлович, 1898 года рождения, уроженец села Кузьмичи Ельского р-на Полесской обл. БССР, проживает там же, колхозник, беспартийный, малограмотный, не судим;

Об ответственности за дачу ложных показаний по ст. 95 УК предупрежден:

По делу о зверствах немцев в селе Кузьмичи мне известно следующее:

Летом этого года, не помню какого числа в наше село приехали немцы и подожгли село. Сгорело половина села. Через неделю они приехали и сожгли остальную села. 

В первый раз, когда они жгли село, немцы собрали около 200 человек жителей и куда-то их угнали. Часть из них были расстреляны, а где остальные мне неизвестно.

Все жители села ушли в лес и начали там скрываться. Был и я в лесу. Жили мы там около 2-ух недель. В один день к нам пришла жительница нашего села Куколка Авдотья и сказала, что нам нужно идти на станцию Словечно иначе немцы всех нас расстреляют. Мы собрались со всем своим имуществом и начали двигаться. Во многих были коровы, лошади и разное имущество. Дошли мы до урочища Пудовка и переправились через реку. За рекой нас встретили немцы. Они начали расспрашивать откуда и куда мы идем. Из мужчин они спрашивали меня, и я отвечал, что мы идем на ст. Словечно. Мужчин немцы отделили от женщин. Всех мужчин было 24 человека. Половина из нас были мальчики до 13 лет. Женщин было 53 человека и среди них больше половины было девочек до 10 лет. Потом нас мужчин отвели в сторону, и я увидел, что пулеметчик отошел в траву на метров 20 от нас и лег с пулеметом. Потом нам крикнули “Ложись”. Не успел я упасть на землю, как застрочил пулемет. Мне все еще не верилось, что нас будут расстреливать. Но я увидел, как около меня корчились в муках люди, на меня брызнула кровь. На спине у меня кожух весь был избит пулями. Меня задело 3 пули: одна в ногу, вторая в правое плечо и третья в правую руку. Я лежал притаившись. Немцы подошли и начали пристреливать тех, кто был жив. Каждую минуту я ожидал смерть. Около меня лежал Куколка Адам. Ему выстрелили в голову и мозг его ударил мне в лицо. Ко мне 2 раза подходили били в бок и тянули за ногу с криками “Вставай”! Я лежал как мертвый. Это продолжалось около двух часов. Наконец они окончили пристреливать.

Через час примерно немцы мадьярских евреев и те начали копать яму. Выкопав яму, они начали тянуть трупы в яму. Когда около меня взяли 2 трупа я решил бежать. Вскочив на ноги, я бросился к речке. За мной кинулось 4 немца в речке поймали меня. Потом они привели к яме. “Ага притаился!” кричали они и заставили меня лезть в яму. Они хотели похоронить меня живьем. Я ударил одного державшего меня и снова бросился бежать. Вдогонку стреляли залпами. За метров 20 был лес, и я вскочил в лес. Потом я побежал туда, где был мох и упал без сил. Я слышал, как недалеко от меня говорили немцы и стреляли по мне. Но найти меня они не могли было уже темно. Я пошел дальше и скрывался от немцев. Через три дня я пришел на место, где нас расстреливали и недалеко нашел свежую землю. Я копнул лопатой и наткнулся на женские трупы. Это были те, что были вместе со мной. Из всей группы остался жив только я.

Вот фамилии расстрелянных: моя жена Екатерина 43 лет, дочь Маруся – 16 лет, сын Степан – 12 лет, дочь Оля – 8 лет, Березняк Иван – 46 лет, его жена Мария и 7 его детей, Мозоль Яков, его жена Анна и 5 детей, Урецко Василий, его жена Леся и 7 детей, Беляк Марта и ее 3 детей, Трофимова Татьяна и ее 4 детей, Куколка Адам, его жена Авдотья и 2 детей, Мозоль Александра и ее 2 детей, Матвеев Григорий и его 3 детей, Поляка Ивана 2 детей, Денисова Анна, Коваленко Мария, Гриченко Арина, 2 детей Теслюк Параски, Гадневская Оксения и ее 2 детей, Мозоль Александр, подросток лет 17 фамилии я его не знаю, Антропов Иван, женщина Лось и ее 3 детей, 3 детей Денисова Адама и его жена Авдотья, Кенько Августина. Остальных я сейчас не помню. Все это люди из нашего села Кузьмичи. Среди них я родился и жил.

Кроме этого в 1942 г. Немцы убили Куколко Марину, Куколко Ольгу и ее 2 детей, Коваленко Трофима. Этот подсчет еще не полный. Немцы расстреляли еще около 10 человек после пожара. С месяц тому назад немцы подожгли в селе стог и бросили в огонь Антропову Авдотью.

Таков краткий перечень злодеяний немцев в нашем селе. Все это делали те немцы, которые постоянно находились на станции Словечно. Фамилии их я не знаю.

Записано с моих слов верно, мною прочитано.

Допросил военный следователь в гв. ст. л-т юстиции /Сусленко/